Изабель Смаджа,
доктор философии,
утверждает, что
знает «причины
успеха» Гарри Поттера. Следует
признать, что никто
не сумел, как она,
обосновать сходство
нашего мира с
волшебным. По ее
мнению, мир Гарри Поттера, конечно же,
волшебный, но прежде
всего рациональный и
логичный. В нем
прослеживается
четкая связь
явлений, даже в
самых незначительных
деталях. Секрет
увлечения
творчеством Роулинг
основывается не
столько на
волшебстве, сколько
на «чрезвычайной
гуманности»
повествования.
Да, «Гарри Поттер» -
это современная
сказка, первые главы
которой напоминают
историю Золушки.
Подобно любой
сказке, все
персонажи «Гарри Поттера» являются
«типичными» или
«стереотипами».
Смелость Изабель
Смаджа заключается в
том, что она находит
точки
соприкосновения
нашего мира не с
миром магглов и
Дурслей, а с миром
Хогвартса и
волшебников, который
оказывается более
близким к нашей
реальности. В «Гарри Поттере» и правда
магглы изображены
столь карикатурно,
что на их фоне Гарри
представляется
вполне реальным
человеком. Роулинг
проявляет недюжинное
мастерство, описывая
окружающий мир. Ведь
Хогвартс не так уж
сильно отличается от
наших маггловских
колледжей, ну,
конечно же, за
исключением
преподаваемых в нем
предметов. «Если мы
согласимся снять
небольшой слой жирка
с персонажа Дадли»,
то тогда придется
пересмотреть вопрос
о сущности
воспитания детей…
Таким образом,
«Гарри Поттер» -
лишь «кривое
зеркало»
действительности,
«палимпсест», -
пергамент, с
которого удалили
оригинал, для того,
чтобы написать на
нем другой текст…
Поэтому достаточно
даже простой
интерпретации, чтобы
проявилась картина
нашего мира.
Из множества связей
между волшебным
миром и нашим
Изабель Смаджа
приводит лишь
несколько примеров,
и далеко не все они
окрашены в розовый
цвет: так, домашние
эльфы лишний раз
напоминают о рабстве
на земле, а
заклинание «Круцио»
выглядит метафорой
пытки…В той
настойчивости, с
которой Дурсли
отказываются
получать «письма из
ниоткуда» в самом
начале первого тома,
она усматривает
неприятие частью
общества иммигрантов
из стран третьего
мира. История с
гиппогрифом
Клювокрылом
маскирует критику
смертной казни,
судебные ошибки и
коррупцию. Профессор
Локонс служит
скрытой идее
осуждения культа
личности, Рита
Скитер является
типичным
представителем
скандальной прессы,
семьи Дурслей и
Малфоев – того
общества, в котором
человек оценивается
соразмерно его
состоянию…
Более того, Изабель
Смаджа указывает на
прямое сходство
Волдеморта с
Адольфом Гитлером.
Понятия «чистой
расы» и
«грязнокровок»
исходят из того же
ряда, что и
нацистская
идеология,
твердившая о
превосходстве
«арийской расы», и в
этом отношении за
явный намек можно
принять тот факт,
что инициалы
Салазара Слизерина
со всей
определенностью
напоминают известные
миру SchutzStaffel
(C.С.).
Богатство, слава и
положение в обществе
– эти три основные
принципа Роулинг
перечеркивает. Но
почему она пишет
историю о
волшебниках? Изабель
Смаджа отвечает так:
«Чтобы украсить
произведение
экзотическим шармом,
создать иллюзию
того, что читатель
уходит в волшебный
мир, в то время как
перед его глазами
проходят картины
собственной жизни, а
также для того,
чтобы еще раз
попытаться внедрить
в общество мораль
добра».
Если рассматривать
историю Гарри Поттера под таким
углом, то она
обретает в
определенной степени
функции эстетические
, психоаналитические
и педагогические.
Умело насыщаемая
легендами, мифами,
сказками и
историческими
событиями, она как
губка впитывает в
себя величайшие
повести
человечества. Будто
сбывшаяся фантазия
детских лет, она
позволяет юному
читателю волшебным
образом осуществить
свои мечты. Таким
образом, подобно
Бенуа Виролю Изабель
Смаджа считает, что
«Гарри Поттер»
предназначен в
основном для детей,
ведь взрослые,
утратив иллюзии,
совершенно не верят
в существование
волшебного мира.
(прим.- А вот и не
правда! Многие
взрослые, даже если
и утратили веру в
существование
волшебного мира,
зачитывают книжки
чуть ли не до дыр,
тем самым снова
возвращаясь в свое
детство. Ведь, как
говориться, все мы
родом оттуда…=))
В «Гарри Поттере»
есть и
педагогическая
мораль. Роулинг
внедряет ее
чрезвычайно искусно,
чаще всего
прикрываясь
Дамблдором, этим
мудрецом, который
способен переступить
закон, если тот
оказывается
несправедливым.
Кроме того, Роулинг
никогда не упускает
случая подчеркнуть
важность знаний и
повышения уровня
общей культуры: ее
Гермиона то и дело
проповедует, что
«нужно учить уроки».
Роулинг полагает,
что именно через
страдания и
испытания проходит
путь ребенка к
«достижению
зрелости». Поэтому
Гарри переживает их
великое множество:
схватки с
дементорами, задания
Турнира Трех
Волшебников, а также
условия жизни у
Дурслей, что само по
себе может заменить
многое другое…
И наконец, Изабель
Смаджа проводит
детальное
исследование Омута
памяти,
символического
объекта,
позволяющего
выражать чувства,
материализовать
мысли и углублять
память, а также
Волшебной шляпы –
«гласа совести» и
орудия самоанализа.
| просмотров| |